Главная / О ШКОЛЕ / УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / Программы подготовки по федеральным гос. стандартам / Доп. общеразвивающая программа по спортивной борьбе (греко-римская)

Доп. общеразвивающая программа по спортивной борьбе (греко-римская)

общер 1общ 2общер б 3общер б 4

 

СОДЕРЖАНИЕ

№ п\п

№ темы

 

Название темы

 

Стр.

1.

1.

Пояснительная записка

3-5

2.

2.

Общие требования к организации тренировочного процесса

6

3.

3.

Основные морфологические и психолого-педагогические особенности

6

4.

4.

Режим занятий для дополнительной общеразвивающей программы

 

7-8

5.

5.

Методическое сопровождение

 

9

6.

5. 1.

Организация и планирование этапов спортивно-оздоровительных

9-11

7.

6.

Средства для совершенствования физической подготовки

12-17

8.

7.

Технико-тактическая подготовка

18-19

9.

8.

Характеристика возрастных особенностей детей и подростков

20-23

10.

9.

Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки

24-29

11.

10.

Нормативы общей физической подготовки для спортивно-оздоровительных групп

29-30

12.

11.

Список использованной литературы

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе собственного опыта работы, с учетом существующей в этой области литературы и с учетом качественно усложнившейся на данном этапе развития борьбы. Программа имеет спортивную направленность и является дополнительной общеразвивающей по виду спорта спортивной борьбе.

Новизна программы состоит в том, что данная программа ориентирована не на выполнение спортивных разрядов и участие в соревнованиях, а направлена на достижение личностного успеха обучающихся, их социальной адаптации в обществе, а также на развитие физических и моральных качеств ребенка, создание постановочных концертных номеров.

Актуальность разработанной дополнительной общеразвивающей программы дошкольного и младшего школьного образования в области физической культуры и спорта по спортивной борьбе следующими обстоятельствами:

- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства  МБУ ДО Пуровская районная ДЮСШ «Виктория»,  г. Тарко-Сале с целью оптимизации общекультурного, личностного и физического развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися; ключевой задачей развития образовательной системы становится обеспечение развивающего потенциала новых федеральных требований к предпрофессиональным программам, разрабатываемым на основе федеральных стандартов спортивной подготовки;

- существующим разрывом между системой физического воспитания на уровне дошкольного и начального общего образования и необходимостью сохранения единства образовательного пространства в учреждении дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, преемственности между этапами многолетней спортивной подготовки для гарантированного достижения высоких результатов спортивной подготовки, создания необходимых условий для формирования и совершенствования системы отбора наиболее способных детей как можно более ранней их мотивации к занятиям спортивной борьбе.

Педагогическая направленность данной программы заключается в устранении существующего разрыва между дошкольной и школьной системой дополнительного образования, планирование результатов тренировочного процесса и формирование критериев и показателей физического и психического развития детей, необходимых для успешного освоения основ избранного вида спорта (спортивная борьба).

Содержание программы на возрастной ступени предшкольного детства ориентировано на психологические и физические новообразования развития ребенка и укрепление физического и психического здоровья. Реализация программы способствует созданию среды для направления избыточной энергии в безопасное русло. Учитывая, что дети в основном, любят демонстрировать свои способности, педагогическая целесообразность программы объясняется и развитием мотивационного фактора к систематическим занятиям физической культурой посредством выступлений на соревнованиях и различных мероприятиях.

Программа содержит цели и задачи, материал по разделам подготовки, средства и формы подготовки, контрольные нормативы и упражнения.

Программный материал изложен в соответствии с утвержденным режимом учебно-тренировочной работы в  МБУ ДО Пуровская районная ДЮСШ «Виктория».  Данная программа относится к программам ознакомительного уровня.

Программа разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся при занятиях СПОРТИВНОЙ БОРЬБОЙ.

Возраст детей: 7 – 10 лет. Срок реализации программы: 3 года. Продолжительность учебного года - 42 недели. Начало занятий 1 сентября (по 31 мая).

Основной целью программы является формирование знаний, умений и навыков в виде спорта, вовлечение детей в систему регулярных занятий спортом, отбор перспективных учащихся на обучение по предпрофессиональной программе спортивной борьбы.

Данная программа разработана на основе федеральных государственных требований к сложно-координационным видам спорта, требований федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14.

Программа составлена для работы в МБУ  ДО Пуровская районная ДЮСШ «Виктория» в соответствии с типовым положением о детско-юношеских спортивных школах и с учетом опыта работы в образовательных учреждениях спортивной направленности. Настоящая программа разработана и составлена на основании следующих основополагающих законодательных, инструктивных и нормативных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебно-тренировочных занятий по избранному виду спорта: спортивная борьба.

 - Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. N 273-Ф3;

 - Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ

 - Приказ Министерства России «Об утверждении  федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта» от 12.05.2013 г. № 730;

- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика  (утв. Приказом Министерства спорта РФ от 05 сентября 2013 г.       N 29884) (далее - ФССП) разработан на основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2011, N 50, ст. 7354; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7582) и подпункта 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3525; 2013, N 30, ст. 4112);

 - Приказ Министерства России «Об утверждении порядка приема на обучении по дополнительным предпрофессиональным программа в области физической культуры и спорта.

 - Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной и тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от 27.12.2013 г. № 1125;

В соответствии с современными подходами основными задачами физкультурно-спортивной работы специалисты считают формирование у детей здорового образа жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.    Общие требования к организации тренировочного процесса.

На основании нормативной части программы разрабатываются планы подготовки с учетом имеющихся условий.

  1. Уменьшение недельной  тренировочной нагрузки и перевод учащихся в последующие группы обучения обуславливаются соответствующим возрастом, стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по ОФП, разрешением врача.
  2. Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления на спортивно-оздоровительный этап.
  3. Установленная недельная  тренировочная нагрузка является максимальной.
     
    1. Основные морфологические и психолого-педагогические особенности.

Дошкольный и младший школьный возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно до 90% общего объёма двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 7 до 12 лет. Поэтому разучивание большого количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этом периоде, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технико-тактические действия борьбы.

В этом возрасте у детей наблюдается не устойчивое внимание. Для поддержания устойчивого внимания следует создать на  тренировочном занятии повышенный эмоциональный уровень, используя в основном игровые формы, оценку действий каждого ребёнка, метод поощрения.

Для детей 7-9 летнего возраста свойственно конкретно-образное мышление. Поэтому особенно важным на занятиях является доступный для понимания образный показ и наглядный метод объяснения.

У детей этого возраста сравнительно «лёгкий» костный скелет и слабо развитые мышечные группы обеспечивают хорошую гибкость тела, что облегчает разучивание новых движений по формированию сложных технических действий спортивной борьбы.

 

 
  1. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
  1. На спортивно-оздоровительный этап зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортивной борьбой и имеющие письменное разрешение врача - педиатра.
  2. Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

- привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом и формирование у них устойчивого интереса к систематическим занятиям спортивной борьбой;

- укрепление здоровья и улучшение физического развития детей и подростков;

- овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ ведения единоборства;

- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами физических упражнений;

- выявление задатков и способностей детей, определение вида спорта для последующих занятий, отбор и комплектование учебных групп;

- подготовка и выполнение требований по общей и специальной физической подготовке соответствующей возрастной группы.

Год обучения

Возраст учащихся

 

Кол-во учащихся в группе

Максимальное кол-во учебных часов в неделю

К концу учебного года

Рекомендуемое

Максимальное

Весь период

7-10

10

30

3-6 час.

Контрольно-переводные нормативы по ОФП

 

 

Примерный учебный план на 42 недели учебно-тренировочных занятий

для детей с 7 до 8 лет

                       

                        С 1 сентября по 31 мая

№ п/п

Разделы подготовки

Спортивно-оздоровительный этап

1.

Общая физическая подготовка

55 час.

2.

Специальная физическая подготовка

15 час.

3.

Технико-тактическая подготовка

40 час.

4.

Теоретическая подготовка

6 час.

5.

Психологическая подготовка

5 час.

6.

Соревнования

2 час.

7.

Контрольно-переводные испытания

1 час.

8.

Медицинское обследование

2 час.

Общее количество часов

126 час.

 

 

 

Примерный учебный план на 42 недели учебно-тренировочных занятий

для детей с 8 до 10 лет

                       

                        С 1 сентября по 31 мая

№ п/п

Разделы подготовки

Спортивно-оздоровительный этап

1.

Общая физическая подготовка

100 час.

2.

Специальная физическая подготовка

30 час.

3.

Технико-тактическая подготовка

90 час.

4.

Теоретическая подготовка

12 час.

5.

Психологическая подготовка

10 час.

6.

Соревнования

4 час.

7.

Контрольно-переводные испытания

4 час.

8.

Медицинское обследование

2 час.

Общее количество часов

252 час.

 

           

            Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах в отделении спортивной борьбы от 7 до 10 лет.

            В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14  занятие учащихся в возрасте до 8 лет проводиться 1 раз в день с продолжительностью 45 мин, 2-3 раза в неделю.

Максимальный состав определяется с учётом соблюдения правил техники безопасности на  тренировочных занятиях.

Недельный режим  тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки.

Основными формами  тренировочной работы с СОГ являются групповые занятия, индивидуальные занятия, теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотров и анализа видеофильмов, просмотра соревнований), занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, культурно-массовые мероприятия, медицинско-восстановительные мероприятия.

В течение спортивного сезона на место выбывших учащихся (по причине отсутствия желания посещать занятия, пропусков занятий и по состоянию здоровья и т.д.) разрешается набирать в группы новичков.

 

 

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

  1. 5. 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ  ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ.

Организация  тренировочного процесса по спортивной борьбе и его содержания на первых этапах спортивно-оздоровительной подготовки принципиальных различий не имеет. Естественное постепенное повышение тренировочных требований решает укрепление здоровья учащихся, развитие специфических качеств, необходимых в единоборствах, ознакомление с техническим арсеналом, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям борьбой.

При расчёте времени на каждый из основных видов заданий на тренировках продолжительностью 45, 60 и 90 минут рекомендуется придерживаться следующей схемы его распределения:

  • Обязательный комплекс упражнений (в разминке)                                3 - 5 мин.
  • Элементы акробатики                                                                                6 - 10 мин.
  • Игры в касания                                                                                           4 - 7 мин.
  • Освоение захватов                                                                                      6 - 10 мин.
  • Упражнения на борцовском мосту                                                           5 - 7 мин. Оставшееся   время    тренировочного  занятия   может   быть   использовано   на

изучение и совершенствование подводящих упражнений, элементов техники борьбы, оценочных приёмов в партере и стойке в пропорции 3:1.

Основой отбора учебного материала для групп спортивно-оздоровительной подготовки должен быть спортивно-игровой метод организации и проведения  тренировочных занятий.

Подбор игр и игровых комплексов с элементами спортивной борьбы позволит более объективно оценивать пригодность подростка к занятиям спортивной борьбой по таким важным качествам, как уменье «видеть» соперника, реагировать на его конкретные действия, выявить «бойцовский характер», умение переносить болевые ощущения и т.п. Одновременно с этим решать задачи воспитания, приспособление их к специфике единоборства, так как игровой материал является удачной формой постепенной адаптацией детей к предстоящему спортивному образу жизни. В данном случае речь идёт не об играх ради игры, а о средствах и методах, содержащих специфику соревновательной деятельности и огромные возможности общеразвивающего характера.

Программный материал первых лет обучения должен предусматривать возможность работы с детьми, имеющими некоторый избыточный вес, неяркое проявление некоторых физических качеств, которые являются следствием условий жизни (обильного питания, малоподвижный образ жизни), но которым не противопоказаны занятия спортом.

Периодизация тренировки в группах спортивно-оздоровительной направленности достаточно условна, поскольку основной задачей является ознакомление занимающихся с основными средствами подготовки спортсмена-борца, с особенностями соревновательного единоборства через участие в соревнованиях по специализированным игровым комплексам и по правилам мини-борьбы.

 

Примерный годовой план распределения учебных часов

(спортивно-оздоровительный этап) для детей с 7 до 8 лет

Виды подготовки

всего

месяц

 

 

 

 

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

ОФП

55

5

5

5

5

5

10

10

5

5

СФП

15

2

1

1

1

2

2

2

2

2

Психологическая подготовка

5

1

-

1

-

1

1

1

-

-

Технико-тактическая подготовка

40

5

5

5

5

5

5

5

5

-

Теоретическая подготовка

6

1

1

1

-

1

1

-

1

-

Соревнования

2

-

-

-

-

1

-

1

-

-

Медицинский контроль

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Зачетные требования

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

Всего

126

16

12

13

11

15

19

19

13

8

 

 

Примерный годовой план распределения учебных часов

(спортивно-оздоровительный этап) для детей с 8 до 10 лет

Виды подготовки

всего

месяц

 

 

 

 

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

ОФП

100

10

10

10

10

15

10

10

15

10

СФП

32

3

4

4

4

4

4

3

3

3

Психологическая подготовка

24

2

2

3

3

2

3

3

3

3

Технико-тактическая подготовка

90

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Соревнования

3

-

-

-

1

1

-

1

-

-

Медицинский контроль

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Зачетные требования

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

Всего

252

26

26

27

28

33

27

27

31

27

 

 

 

 

 

Виды подготовки

Спортивно-оздоровительный этап

 

 

 

 

ОФП (%)

40

СФП (%)

13

Психологическая подготовка (%)

 10

Технико-тактическая подготовка (%)

                    36

Соревнования (%)

2

Медицинский контроль (%)

1

Зачетные требования (%)

0.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. СРЕДСТВА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ.

Одно из главных требований, которое следует учитывать в процессе планирования тренировочных заданий в группах спортивно-оздоровительной подготовки, заключается в том, чтобы средства, вводимые в тренировку постепенно обновлялись и усложнялись. Это необходимо для того, чтобы обеспечить расширение и пополнение запаса двигательных координаций (умений и навыков), необходимых в борьбе.

6-1 Общеподготовительные упражнения

Строевые и порядковые упражнения: общее понятие о строевых упражнениях и командах. Действия в строю, на месте и в движении, построения, расчёт, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения, остановки во время движения, движение шагом и бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег, изменение скорости движения.

Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперёд, на носках, на пятках, в полуприседе, приседе, с выпадами, на коленях, приставным шагом, скрестным шагом.

Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, по пересечённой местности (кросс), преодолением различных препятствий по песку, воде, вперёд, спиной вперёд, с высоким подниманием бедра, в равномерном темпе, с ускорениями, с изменением направления и т.д.

Прыжки: в длину и в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с одной ноги на другую, с поворотами, с двух ног на одну, с вращение, через скакалку, через   партнёра, выпрыгивания на разные высоты и т.д.

Метание: теннисного мяча, толкание набивного мяча из различных положений и т.д.

Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабления, дыхательные упражнения, упражнения для формирования правильной осанки.

Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, на канате, упражнения на батуте, на гимнастической стенке.

Плавание: обучение умению держаться на воде, погружаться в воду, всплывать, изучение техники плавания: скольжения по воде, игры на воде, проплывать короткие дистанции.

 

Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, ползанья, лазания, метания, кувырков, с сохранением равновесия, с предметами, элементами спортивных игр, комбинированные эстафеты.

Спортивные игры: баскетбол, регби на коленях, футбол (ознакомление с основными элементами техники и тактики игры, правилами   соревнований, двусторонние игры).

6-2 Специально-подготовительные упражнения

Акробатические упражнения: кувырки вперёд из упора присев, из основной стойки, из стойки на голове и руках, из положения, сидя в группировке, длинный кувырок с прыжка, кувырки через левое и правое плечо, комбинации кувырков, кувырки спиной вперёд, кувырки через препятствия, перевороты боком

Упражнения для укрепления мышц шеи: наклоны головы вперёд с упором в подбородок, наклоны головы вперёд и назад с упором соединённых рук на затылке, движение головы вперёд и назад, в стороны из упора головы в ковёр с помощью и без помощи рук, движения вперёд-назад, в стороны.

Упражнение на борцовском мосту: вставание на борцовский мост, лёжа на спине, из стойки с помощью патера, накаты вперёд-назад на борцовском мосту, забегания на борцовском мосту с помощью и без помощи партнёра.

Упражнения в самостраховке: перекаты в группировке на спине, падение на спину из положения, сидя, из приседа, из полуприседа, кувырок вперед через правое и левое плечо, падение вперёд с опорой на кисти из стойки на коленях.

Имитационные упражнения: имитация оценочных действий и приёмов без партнёра, имитация разучиваемых оценочных действий и приёмов с партнёром с отрывом и без отрыва его от ковра.

Упражнения с партнёром: переноска партнёра на спине, приседания, стоя спиной друг к другу, круговые вращения, ходьба на руках с помощью партнёра, кувырки вперёд и назад, захватив ноги партнёра, теснение, стоя спиной и лицом дуг к другу.

 

 

 

6-3 Специализированные игровые комплексы

Игры в касания: смысл игры – кто вперёд коснётся определенной части тела соперника. Игры в касания рассматриваются как упражнения, способствующие развитию серии качеств: видеть соперника, распределять и концентрировать внимание, перемещаться самостоятельно, творчески решать двигательные задачи.

НОМЕРА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИГР В КАСАНИЯ

 

 

Место касания

Способы касания руками

Любой

Правой

Левой

Обеими

1

ЗАТЫЛОК

1

11

12

31

2

СПИНА

2

13

14

31

3

ПОЯСНИЦА

3

15

16

33

4

ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ЖИВОТА

4

17

18

34

5

ЛЕВАЯ ЧАСТЬ ЖИВОТА

5

19

20

35

6

ЛЕВАЯ ПОДМЫШЕЧНАЯ ВПАДИНА

6

21

22

36

7

ЛЕВОЕ ПЛЕЧО

7

23

24

37

8

ПРАВАЯ ЧАСТЬ ЖИВОТА

8

25

26

38

9

ПРАВАЯ ПОДМЫШЕНАЯ ВПАДИНА

9

27

28

39

10

ПРАВОЕ ПЛЕЧО

10

29

30

40

Способы усложнения игр:

  • Место касания прикрывать нельзя
  • Место касания прикрывать можно
  • Захватывать руки соперника нельзя
  • Захватывать руки соперника можно
  • Ограничение площади игрового поля
  • Запрещение отступать
  • Менее подготовленный учащийся получает гандикап
  • Вводится «наказание» проигравшим в виде выполнения упражнений повышенной трудности (с тем, чтобы не возникло равнодушие к проигрышу).

Игры в блокирующие захваты: суть игры в блокирующие захваты заключается в том, что один из играющих, осуществив в исходном положении захват, стремится удержать его до конца поединка (от 3 до 5 секунд максимально - 10 секунд). Игры проводятся на ограниченной площади (круг, квадрат, коридор).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Зоны (части тела) захватов – упоров

Особенности захвата

выполненных руками

Не прижимая руку к туловищу

Прижимая руку к   туловищу

Левой

Правой

Захват изнутри

Захват снаружи

Захват изнутри

Захват снаружи

Праву кисть

Левую кисть

1

18

35

52

Упор в грудь

Левую кисть

2

19

36

53

Упор в живот

Левую кисть

3

20

37

54

Упор в плечо

Левую кисть

4

21

38

55

Упор в предплечье

Левую кисть

5

22

39

56

Левую кисть

Левую кисть

6

23

40

57

Правую кисть

Правую кисть

7

24

41

58

Правую кисть

Упор в грудь

8

25

42

59

Правую кисть

Упор в живот

9

26

43

60

Правую кисть

Упор в плечо

10

27

44

61

Правую кисть

Упор   в предплечье

11

28

45

62

Левое предплечье

Левую кисть

12

29

46

63

Левый локоть

Левую кисть

13

30

47

64

Левое плечо

Левую кисть

14

31

48

65

Левую кисть

Правое предплечье

15

32

49

66

Правую кисть

Правый локоть

16

33

50

67

Правую кисть

Правое плечо

17

34

51

68

Данный игровой материал одновременно является упражнением определённых, нестандартных двигательных задач. Поэтому на начальном этапе освоения игр не следует сразу показывать способы наиболее рационального освобождения из захватов, предоставив учащимся, самостоятельно, творчески найти их. В дальнейшем, когда подросток научится самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, идёт уточнение техники выполнения, выбор оптимальных еѐ вариантов.

Последовательное изучение блокирующих захватов в СОГ должно идти по пути надёжного освоения и решения задач, прежде всего с игр.

Игры в теснение:       это не просто выталкивание, это теснение соперника активными

действиями из зоны поединка (по правилам соревнований: выход соперника за площадь ковра оценивается как 1 балл в пользу атакующего борца), парализуя его попытки к действиям, и вынуждая к отступлению. Значение данного упражнения для формирования качеств, необходимых борцу, огромно. Умелое использование игр в касания и в блокирующие захваты с постепенным переходом к элементам в теснение соперника, учит подростков пониманию психологического состояния конкурентов, умению использовать его слабые стороны, приучат не отступать, «гасить» усилия соперника, разрывать захват, перемещаться и действовать в ограниченном пространстве. Теснение – это уже соревнование,   борьба,    а   борец,   получивший   ряд   предупреждений   за   выходы   с   ковра   в

 

захвате, снимается с поединка. Игры с заданием теснить соперника являются базовой подготовкой к овладению элементов техники борьбы.

При проведении игр необходимо придерживаться следующих правил:

  • Соревнования проводятся на ковре, площадках очерченным кругом 3, 4, 6 м.
  • В соревнованиях участвуют все ученики
  • Количество игровых попыток должно быть нечётным, чтобы выявить победителя
  • Факт победы - выход ногами за черту площади, касание рукой, ногой черты ограниченной площади

Игры в теснение являются первым практическим шагом в воспитании сильного, мужественного характера подростка в самом начале его спортивного пути. Очень важно чтобы тренер-преподаватель в доступной форме объяснил значимость игр-заданий, создал соответствующую атмосферу и условия для освоения игрового материала.

ИГРЫ В ДЕБЮТЫ (ИГРЫ С НЕОБЫЧНЫМ НАЧАЛОМ ПОЕДИНКА).

После ознакомления с играми в касание, овладение навыками в блокирующие и атакующие захваты на фоне теснения соперника обучающимся предлагается этот же игровой вариант реализовать в более сложных условиях - начинать и продолжать поединок, находясь, в различных позах и положениях по отношению друг к другу:

  • спина к спине
  • левый бок к левому
  • правый бок к правому
  • левый бок к правому
  • правый бок к левому соперники разошлись и встретились
  • один партнёр на коленях, другой стоя.
  • оба соперника на коленях
  • соперники лежат на спине (левым боком к правому и наоборот)

Игры в дебюты: данный комплекс игр должен явиться одним из основных во всей сей системе игр, используемых для закрепления и совершенствования приобретённых навыков и качеств в усложнённых условиях. Суть игры - начать поединок, находясь в различных позах и положениях относительно друг к друга. Быстрая ориентировка и неожиданно сложившейся ситуации, искусство владеть своим телом, ловкий манёвр помогают эффективно начать прерванный поединок, в наиболее выгодных и даже в невыгодных условиях. Своевременно блокировать или ограничивать действия соперника.

Цель задания заключается в том, что побеждает тот, кто вынудил соперника за пределы круга (наступил на черту), коснулся ковра заранее указанной частью тела, положил соперника на лопатки.

Игры в дебюты позволяют оценить, на сколько усвоен весь предыдущий материал, каким способам действий отдают предпочтенье ученики. Время, отводимое на решения поставленной задачи, не должно превышать 10 - 15 секунд.

Игры в перетягивания для развития силовых качеств: парные и групповые перетягивание захватом за руки, за палку, перетягивание каната.

Игры за овладение обусловленного предмета для формирования навыков маневрирования, развития скоростных и скоростно - силовых качеств.

 

 

7. ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

7-1 Освоение элементов техники и тактики спортивной борьбы.

Основные положения борьбы

Положение стойка: фронтальная, левосторонняя, правосторонняя, низкая, высокая, средняя

Положение партер: высокий, низкий, положение лёжа на животе, стойка на четвереньках, на одном колене, борцовский мост, полумост

Положения: в начале и конце схватки, формы приветствия.

Дистанция: ближняя, средняя, дальняя, вне захвата

Элементы маневрирования:

В стойке: передвижение вперёд, назад, вправо, влево, шагами с подставлением ноги, с уклонами.

В партере: передвижение вперёд и назад с помощью ног, выседы в упоре лёжа вправо, влево, повороты на боку вокруг вертикальной оси,

Маневрирование в различных стойках: знакомство с различными способами передвижений и действий в заданной стойке посредством игр в касание, маневрирование с элементами произвольного выполнения блокирующих захватов.

7-2 Техника борьбы, Приёмы борьбы в партере. Для ведения борьбы в партере обучающимся рекомендовано освоить простейшие перевороты следующих групп приёмов:

  1. Скручиванием  (захватом двух рук сбоку,  захватом предплечья  изнутри,  захватом рычагом).
  2. Залеганием (захватом шеи из-под плеча,  переворот ключом, захватом запястья и головы, захватом шеи из-под плеч).
  3. Переходом   (переворот   переходом   с   ключом   и  захватом   подбородка,   переворот переходом с ключом и захватом плеча другой руки).
  4. Прогибом      (захватом      шеи      и      плеча      сбоку,      захватом      на     рычаг).

 

Стойка

Среди приёмов в стойке наиболее простыми и доступными для изучения являются:

  1. Бросок подворотом захватом за руку;
  2. Бросок наклоном с различными захватами;
  3. Сваливание сбиванием в комбинации с 1 и 2;
  4. Перевод в партер нырком;
  5. Сваливание скручиванием;
  6. Бросок (перевод) вращением;

Броски подворотом с различными захватами составляют обширную группу приёмов борьбы в стойке.

7-3 Тренировочные задания

  • Использования сковывающих, опережающих, выводящих из равновесия действий, обманных (вызовы, комбинации, контратаки), действий для проведения захватов, бросков, удержаний, болевых.
  • Выведение соперника из равновесия, находясь с ним обоюдном захвате.
  • Выполнение изучаемых приёмов с соперником стоящим в разных стойках, с соперником разного роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Характеристика возрастных особенностей детей и подростков

 

Современная система подготовки спортивного резерва и отбора наиболее одаренных спортсменов в связи с некоторым омоложением возраста занимающихся в отдельных видах спорта, а также чемпионов, требует глубокого изучения роста и развития детского организма. Понятие о росте и развитии организма относится к числу основных понятий в биологии. Под термином «рост» понимаются количественные изменения, происходящие в организме – увеличение длины, объема и массы тела, связанные с изменением количества числа клеток и их органических молекул в детском и подростковом организме. Термин «развитие» обозначает все качественные изменения организма, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и т.д.

Количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой, поскольку количественные изменения, происходящие в организме, приводят к образованию новых качественных особенностей. Например, формирование двигательных функций связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего осуществление этих функций.

Историческое развитие человека принято обозначать термином «филогенез». Индивидуальное развитие организма от формирования зиготы до естественного окончания индивидуальной жизни называют онтогенезом.

Рост и развитие всех органов и систем происходит непрерывно – развитие живого организма без длительных остановок по определенному генетически детерминированному плану: неодновременно и неравномерно, т.е. гетерохронно (разновременность созревания – например, зрительный анализатор созревает к 6-7 годам, а двигательный – к 8-9 годам). Неравномерность развития выражается в том, что отдельные возрастные периоды характеризуются бурными изменениями различных функций. Например, возраст в пубертатном или подростковом периоде для мальчиков приходится на 13-16 лет. Причем границы этого возрастного периода нельзя считать строго установленными, поскольку сроки начала и завершения процесса биологического созревания в зависимости от ряда факторов существенно варьируют в сторону более старшего или младшего возраста.

Однако следует отметить, что период биологического созревания имеет общие признаки и закономерности. В общем ходе онтогенеза этот период развертывается как качественно, так и количественно в трех фазах.

Первая фаза – предпубертатная – характеризуется возрастающим ускорением роста тела в длину, интенсивным усилением выраженности вторичных признаков полового созревания. Эту фазу называют фазой превращения ребенка в подростка.

Вторая фаза – собственно пубертатная. В эту фазу происходит реализация таких качественных изменений, которые приводят к превращению подростка в юношу или девушку.

Третья фаза биологического созревания – постпубертатная, завершающая, где наблюдается значительное усиление выраженности третичных признаков полового созревания. Увеличение массы тела и превращение юношеской конституции во взрослую превалируют в данной фазе.

Наряду с нормальным темпом развития, процесс биологического созревания, в зависимости от сроков начала и продолжительности, характеризуется ускоренным и замедленным темпом развития, т.е. акселерацией и ретардацией.

Под акселерацией понимают ускорение темпов физического развития и функциональных систем организма детей и подростков. Для них характерны высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы, быстрое половое созревание, более раннее завершение роста в длину (к 15-17 годам) и несколько более раннее психическое развитие.

Основными причинами акселерации физического развития считают:

- эффект гетерезиса, связанный с увеличением количества смешанных браков и интенсивной миграцией современного населения;

- урбанизацию населения и влияние условий городской жизни на темпы физического развития;

- улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения развитых стран;

- увеличение уровня радиации на земле;

- увеличение объема употребляемых медицинских препаратов;

- улучшение белкового питания и т.д.

 

Наряду с акселератами выделяют другой тип детей и подростков, так называемых ретардантов, для которых характерны замедленные темпы физического развития и формирования функциональных систем организма. Общее число ретардированных детей внутри возрастных групп составляет 13-20% (столько и акселератов). Биологические механизмы ретардации физического развития в настоящее время изучены недостаточно. Многие исследователи к числу основных причин этого явления относят наследственные, врожденные, приобретенные нарушения и различные факторы социального характера.

Следует отметить, что около 60 % подростков 13-14 лет имеют нормальный (средний) тип биологического развития.

Известно, что на начальном этапе отбора, чаще всего, тренеры осуществляют набор учащихся на основе морфологических показателей. Поэтому вполне возможно, что основной контингент учащихся групп начальной подготовки ДЮСШ составляют дети с ускоренными и средними темпами развития, т.к. среди детей ретардированного типа развития большинство имеют плохое физическое развитие. Например, разница между средними показателями длины тела у акселератов и ретардантов составляет у мальчиков в 13-15 лет до 14 см. Отмечают, что между детьми этих типов существуют большие различия в уровне развития физических качеств и функциональных систем.

Практика спортивной деятельности свидетельствует о том, что большинство юных чемпионов впоследствии не способны показывать высокие спортивные результаты, кроме того, среди них редко встречаются спортсмены экстра-класса, потому что свои первые победы они достигают за счет высоких темпов физического развития в подростковом возрасте. Это временное преимущество над сверстниками объясняется высоким уровнем физического развития, отдельных физических качеств и функциональных систем организма.

Часто через несколько лет систематических занятий в ДЮСШ акселератов начинают обгонять дети с нормальными и поздними сроками биологического созревания, поскольку, имея позднее половое созревание, они растут дольше, обладают более высоким потенциалом развития и в окончательном периоде полового созревания (18-19 лет) достигают больших размеров тела и высокого уровня развития физических качеств.

Исходя из сказанного, проблема выбора объема, интенсивности, направленности физической нагрузки в соответствии с качественными и количественными изменениями, происходящими в детском организме, на начальном этапе занятий борьбой требует серьезного анализа и осмысления. Вопреки общепринятому мнению, процесс роста не является непрерывным и сбалансированным.

Различные части тела, органы и системы развиваются неравномерно. Например, с 12 до 19 лет происходит окостенение различных гребней, костей, суставных площадей с крестцом и седалищного бугра. Этот процесс заканчивается к 20-25 годам. В 14-16 лет происходит слияние трех костей в одну тазовую кость. Ядро окостенения большеберцовой кости появляется в 12-14 лет. Следует отметить, что на рост костей активно влияют доза механической нагрузки и нормы реакции организма. Если при средних нагрузках сохраняется нормальный рост костей, то при больших и максимальных - кость растет не снаружи, а изнутри. Иррациональная адаптация может привести к травме. В школьные годы происходит интенсивное развитие двигательных функций. С возрастом уменьшается разница в показателях точности движений рук и ног. У детей 9-10 лет эта разница равна 1,7°, 13-14 лет - 0,7°. Латентный период двигательной реакции уменьшается в 9-10 лет особенно интенсивно, затем замедляется к 14-15 годам и продолжает уменьшаться до 20-25 лет. Также происходит перестройка вегетативных и соматических функций организма. Все эти изменения, происходящие в организме наряду с фазами биологического созревания на различных возрастных этапах, связывают с наиболее благоприятными периодами развития всех систем и функций. Эти периоды называют критическими, чувствительными, сенситивными. Одни авторы под критическими периодами развития понимают обусловленные генетически и внешней средой взаимосвязанные периоды интеграции процессов, регулирующих клеточный метаболизм, в результате чего наступает стойкий морфологический или физиологический сдвиг (Н. Кретчмер, Р. Гринберг, 1967).

Другие же авторы эти периоды рассматривают как фазы наибольшей реализации потенции организма в онтогенезе и как периоды, когда специфическое воздействие на организм вызывает определенную повышенную ответную реакцию (И.А. Аршавский, 1975; Т.В. Карсаевская, 1970). Фазы, в пределах которых можно получить оптимальный результат от такого воздействия называются сенситивными периодами.

Многочисленными исследованиями установлено, что критические периоды в физическом развитии детей и подростков представляют особо благоприятные возможности для направленного воздействия на совершенствование их двигательных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделяют следующие сенситивные фазы развития отдельных физических качеств:

 

Морфофункциональные показатели, физические качества

Возраст, лет

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

Мышечная сила

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

Быстрота

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

Скоростно-силовые качества

 

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

Сила

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

Аэробные возможности

 

+

+

+

 

 

 

 

+

+

+

Анаэробные возможности

 

 

+

+

+

 

 

 

+

+

+

Гибкость

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

Координационные способности

 

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

Равновесие

+

+

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

Обобщая многочисленные данные, можно отметить следующие особенности сенситивных периодов, имеющих значение для занятий спортивной борьбой.

Росто-весовые показатели. Наибольший прирост прослеживается у детей в годы полового созревания. У мальчиков период бурного созревания этих показателей начинается с 12 до 15 лет. К 16 годам организм с точки зрения костного скелета считается сформированным. При этом, как уже отмечалось выше, слишком высокие нагрузки сдерживают рост трубчатых костей.

Сила. Естественный рост силы мышц незначителен до 11-12 лет. С началом полового созревания (с 12 до 14 лет) темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 14-17 лет.

Быстрота. Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет. Наиболее интенсивные темпы естественного роста этого качества происходят от 9 до 11 лет, и в момент полового созревания от 14 до 15 лет и позже.

Скоростно-силовые качества. Наибольший прирост приходится на возраст от 10-12 до 13-14 лет. После этого возраста рост этих качеств продолжается в основном под влиянием целенаправленной тренировки.

Выносливость. Аэробные возможности организма и, в частности, аэробная мощность, характеризуемая показателем максимального потребления кислорода (МПК), увеличиваются с возрастом. Наиболее интенсивно увеличиваются показатели аэробной мощности в период полового созревания (14-15 лет) и замедляются только после 18 лет. При этом относительный показатель МПК (мл/мин/кг) почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет.

Анаэробно-гликолитические возможности имеют тенденцию к незначительному росту до 12-13 лет и к более значительному росту после 16 лет, т.е. в период достижения биологической зрелости. В связи с этим, дети гораздо легче переносят соревнования в беге на 3000 м, нежели на 200-300 м. Креатинфосфатный энергетический механизм наиболее интенсивно развивается по достижении биологической зрелости в возрасте 16-18 лет.

Гибкость. Рост этого качества интенсивно увеличивается в возрасте от 6 до 10 лет. Максимальный скачок в развитии этого качества приходится на 10 лет. В последующие годы гибкость развивается в основном под влиянием специальной тренировки.

Координационные способности развиваются наиболее интенсивно с 9- 10 до 11-12 лет.

Следует иметь в виду, что сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости. С учетом этих особенностей следует определять преимущественную направленность тренировочного процесса по годам обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки

 

9.1. Содержание программы для спортивно-оздоровительного этапа

 

            1) Теоретические занятия:

  • Физическая культура и спорт в РФ.
  • Спортивная борьба в России.
  • Влияние занятий борьбой на строение и функции организма спортсмена.
  • Гигиена, закаливание, питание и режим борца.
  • Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях борьбой. Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж.
  • Основы техники и тактики борьбы.
  • Моральная и психологическая подготовка борца. Физическая подготовка борца.
  • Правила соревнований по спортивной борьбе.
  • Планирование, организация и проведение соревнований.
  • Оборудование и инвентарь для занятий борьбой.

 

            2) Общая физическая подготовка. Ходьба, бег, прыжки, метания, переползания.

            - Упражнения без предметов: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища, упражнения для ног, упражнения для формирования правильной осанки, упражнения на расслабления, дыхательные упражнения.

            - Упражнения с предметами: упражнения со скакалкой, упражнения с гимнастической палкой, упражнения с теннисным мячом, упражнения с набивными мячами, упражнения с гантелями, упражнения со стулом.

            - Упражнения на гимнастических снарядах: на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке, на кольцах, перекладине, на канате, на бревне, на козле, на коне.

      - Плавание.

      - Подвижные игры, эстафеты.

- Спортивные игры.

 

            3) Специальная физическая подготовка. Акробатические упражнения. Упражнения для укрепления мышц шеи. Упражнения на мосту. Упражнения в самостраховке. Имитационные упражнения. Упражнения с манекеном.  Упражнения с партнером.

 

            4) Технико-тактическая подготовка.

            Приемы борьбы в партере: перевороты скручиванием; переворот рычагом; переворот скручиванием захватом рук сбоку; переворот скручиванием захватом дальней руки сзади-сбоку. Приемы защиты.

Контрприемы: бросок подворотом захватом руки под плечо, переворот за себя захватом одноименного плеча и шеи.

Перевороты забеганием: переворот забеганием захватом шеи из-под плеча; переворот забеганием с «ключом» и предплечьем на плече.

Перевороты переходом: переворот переходом с «ключом» и захватом подбородка другого плеча.

Захваты руки на «ключ»: одной рукой сзади; двумя руками сзади; одной рукой спереди; двумя руками сбоку; с упором головой в плечо; толчком противника в сторону; рывком за плечи; с помощью рычага ближней руки.

Защита.

Контрприемы.

Способы сбивания противника на живот.

Способы освобождения руки, захваченной на ключ.

Приемы борьбы в стойке:

Перевод рывком: перевод рывком за руку.

Переводы нырком: перевод нырком захватом шеи и туловища.

Переводы вращением (вертушка): перевод вращением захватом руки сверху.

Броски подворотом (бедро): бросок подворотом захватом руки через плечо; бросок подворотом захватом руки под плечо; бросок подворотом захватом руки сзади (сверху) и шеи.

Броски поворотом (мельница): бросок поворотом захватом руки на шее и туловища.

Примерные комбинации приемов:

1. Перевод рывком за руку:

а) перевод рывком за другую руку;

б) бросок через спину захватом руки через плечо;

в) сбивание захватом туловища;

г) сбивание захватом руки двумя руками.

2. Бросок подворотом захватом руки через плечо:

а) перевод рывком за руку;

б) сбивание захватом руки двумя руками;

в) бросок поворотом захватом руки двумя руками;

г) сбивание захватом туловища и руки.

Выполнение бросков, защиты, и контрприемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Нормативы общей физической подготовки для спортивно-оздоровительных групп (Спортивная борьба):

 

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Быстрота

Бег на 30 м

(не более 6,0 с)

Бег 60 м

(не более 10 с)

Координация

Челночный бег 3 x 10 м

(не более 8 с)

Выносливость

Бег 400 м

(не более 3 мин)

Бег 800 м

(не более 4 мин)

Бег 1500 м

(не более 8 мин)

Сила

Подтягивание на перекладине

(не менее 2 раз)

Вис на согнутых (угол до 90°) руках

(не менее 2 с)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

(не менее 10 раз)

Бросок набивного мяча (3 кг) назад

(не менее 3,5 м)

Бросок набивного мяча (3 кг) вперед из-за головы

(не менее 3 м)

Силовая выносливость

Подъем туловища, лежа на спине

(не менее 5 раз)

Подъем ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке

(не менее 2 раз)

Скоростно-силовые

качества

Прыжок в длину с места

(не менее 140 см)

Прыжок в высоту с места

(не менее 30 см)

Тройной прыжок с места

(не менее 3,8 м)

Подтягивание на перекладине за 20 с

(не менее 2 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с

(не менее 8 раз)

Подъем туловища, лежа на спине за 20 с

(не менее 4 раз)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.
  2. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.
  3. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М., 1982.
  4. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.
  5. Подлипаев Б.А., Грузных Г.М. Греко-римская борьба: примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2004.
  6. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
  7. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П.Суслова, В.Л.Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
  8. Спортивная медицина: справочное издание. - М., 1999.
  9. Ульянов В. Техника греко-римской борьбы и основы тактики. – Ростов-на-Дону, 2003.
  10. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987.
  11. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»
  12. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации от 12.05.2014 года Министерство спорта Российской Федерации.
  13. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба. – Утвержден Министерством спорта РФ – Приказ от 27.03.2013.№ 145)

 

 

Участниками тренировочного процесса являются дети от 4 лет. Численность обучающихся 421 спортсмен.
Участниками тренировочного процесса являются дети от 4 лет.   Численность обучающихся 421 спортсмен.

Учреждение осуществляет работу

по дополнительным образовательным программам в сфере ФК и С:

- общеразвивающие

-предпрофессиональные

-программы спортивной подготовки